Формулярные списки

Главный документ, фиксировавший служебные отношения лица. На всех чиновников определенных классов и должностей заводились специальные документы о прохождении службы: формулярные (XVIII в. послужные) списки, а также личные дела. На служащих, которые не получали чинов и числились служащими по найму (переписчики, курьеры) формулярные списки и личные дела не заводились. В середине XVIII в. большинство ведомостей с послужными списками не имело строго установленной формы. Наиболее характерные графы ведомостей:

  • 1. Фамилия, имя, отчество и возраст.
  • 2. Когда поступил на службу.
  • 3. Где служил ранее и где получил свой чин, когда и по каким указам.
  • 4. Размер жалованья и по каким указам.
  • 5. Сколько имеет детей мужского пола, их возраст, где учатся или служат.
  • 6. Сколько имеет крепостных мужского пола и в каких уездах.

В послужном списке чиновника, введенном указом Сената 1798 г., содержались следующие графы:

  • "1. Чин, имя, фамилия и должность им отправляемая и сколько от роду лет;
  • 2. Из какого звания происходит;
  • 3. Сколько имеет во владении мужского пола душ, людей и крестьян, в которых уездах и как имена селений;
  • 4. Когда в службу поступил и во оной какими чинами, в каких должностях и где происходил, также не было ли каких отличных по службе деяний и не был ли особенно, кроме чинов, чем награжден и в какое время ( годы, месяцы, числа);
  • 5. В походах против неприятеля и в самих сражениях был или нет и когда именно;
  • 6. Не был ли в штрафах и под судом, и если был, то за что именно, когда и чем дело кончилось;
  • 7. К продолжению штатской службы способен и к повышению чем достоин или нет и за что;
  • 8. Не был ли в отставке с награждением чина или без оного и когда;
  • 9. Женат ли, имеет ли детей, кого именно, каких лет и где они находятся".

С 1815 г. в формулярные списки стали вноситься сведения обо всех получаемых орденах и наградах, денежных подарках, пенсиях, арендах и землях. В 1827 г. была расширена 3-я графа, содержащая сведения об имениях. В ней указывалось, есть ли у родителей, самого чиновника, или его жены родовое или благоприобретенное имение и в какой губернии, а также имеются ли фабрики, заводы, ненаселенные земли (количество десятин), дома каменные или деревянные и в каком городе они находятся. В 1849 г. Инспекторским департаментом была разработана новая форма списка для лиц гражданского ведомства. В ней указывались: чин, имя, отчество, фамилия чиновника, его должность, возраст, вероисповедание, знаки отличия, получаемое содержание, происхождение, имущественное положение, образование, время вступления на службу и назначения на занимаемую должность, награды, участие в походах и сражениях, взыскания по службе, время на хождение в отпусках и отставке, семейное положение (на ком женат, кто дети и их возраст). В 1905 г. графа о семейном положении была дополнена сведениями о времени вступления чиновника в брак, датами рождения жены и детей, их вероисповедании и с кем дети проживают. Такая форма формулярного списка действовала до 1917 г. Формулярный список заполнялся на основании подлинных документов о рождении, происхождении, образовании и браке.

До 1846 г. формулярные списки всех чиновников представлялись в Департамент Герольдии, с 1847 г. - в Инспекторский департамент. С 1858 г. ведение формулярных списков и их хранение было возложено на учреждения, в которых чиновники находились на службе. Формулярные списки высших чинов, занимавших должности первых 4-х классов, с мая 1894 г. присылались в Инспекторский отдел.

В делопроизводстве военного ведомства данный документ называется: формулярный, послужной, кондуитный список. В XVII в. этот вид документа назывался офицерская скаска (сказка). Вариант послужного списка для военнослужащего - полный послужной список - содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, место рождения, вероисповедание, семейное положение, наличие детей, сословие, образование, место службы, чин, должность, номер войскового подразделения, награды, владение недвижимостью, судимость, сведения о здоровье. Иногда составлялись краткие послужные списки, в которые вносились сведения не за весь период военной службы, а лишь за отдельный срок в связи с окончанием учебного заведения, перемещением по службе, производстве в чин и т.д. В делопроизводстве военно-морского ведомства этот вид документа тоже носил разные названия. Формуляр послужного списка в XVII - первой половине XIX в. был рукописным и не имел постоянной формы и названия. Это могли быть "скаска", "скаска послужная", "аттестационный список", "список команды".

Форма послужного списка также была различной: он мог быть составлен на одного человека или на весь состав воинской части в порядке старшинства в чине. С середины XIX в. формуляр послужного списка стал воспроизводиться типографским способом.

Федеральные архивы: фонды государственных учреждений, коллекции в РГИА (ф. 1349), РГВИА, РГА ВМФ, Собственная Е. И. В. канцелярия. Сенат, департамет Герольдии, Герольдмейстерская контора. Региональные архивы: фонды государственных учреждений, личные фонды.

(Романова С.Н., Глуховская И.И. Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информаци (XVI в. - 1917 г.) // Журнал "Вестник архивиста". № 46-50. 1998-1999 гг.).

(Иллюстрация: Юшанов А.Л. Проводы начальника. 1864)