Кричев

 

30 сентября 2012 г. в Кричевском дворце была открыта галерея портретов моих предков - дворян Голынских. Я был приглашен в качестве почетного гостя. Привожу статьи, напечатанные в Белорусской прессе, и краткий фотоотчет.

 

Рэспублiка. Газета Совета министров Республики Беларусь. № 203 (5618). Четверг, 25 октября 2012 г.

 

Князья вернулись во дворец

 

В возрожденном в Кричеве дворце Григория Потемкина-Таврического, под сводами которого собраны многие исторические реликвии, открыта картинная галерея, знакомящая с его бывшими обитателями. Согласно историческим хроникам, светлейший князь продал дворянину Ивану Голынскому свое богатое имение, которым его род владел вплоть до событий 1917 года. Посмотреть на лики предков и их бывшее владение из Санкт-Петербурга в Кричев приезжали представитель династии Голынских российский писатель Александр Краснолуцкий и его коллега историк Борис Шуйский. Российские литераторы работают в популярном жанре исторического расследования, в частности, перу Краснолуцкого принадлежит книга “Злая судьба рода Голынских”, которую он подарил работникам музейного комплекса. Издание во многом уникальное — в нем собраны биографические факты о 318 представителях рода Голынских. Однако свою лепту в возрождение славной истории внесли и могилевские художники — Святослав Лазарев написал для музея портреты императрицы Екатерины II, посещавшей дворец, а также самого князя Григория Потемкина. Благодаря трудам живописца Александра Росинова, парадную лестницу Потемкинского дворца венчают преисполненные благородства лики 6 предков российского писателя. По его признанию, возрождение памяти знатных личностей на белорусской земле дорогого стоит в нашей общей истории.

Автор: Юрий Бестовицкий

 

Советская Белоруссия №191 (24083). Среда, 10 октября 2012 г.

История с продолжением

 
В МИНУВШЕЕ воскресенье старинный город Кричев отметил свое 876–летие. К знаменательной дате, пусть и не юбилейной, в городе, во дворце Потемкина открыли картинную галерею, посвященную Голынским. Напомню, особняк этот построен в 1778 — 1787 годах по проекту известного архитектора Старова — автора Таврического дворца в Петербурге. Его владельцем был граф Григорий Потемкин, которому в январе 1776 года Екатерина II подарила Кричевское староство. Затем — Ян Голынский, в 1787 году выкупивший дворец и кричевские владения у фаворита Екатерины. В 1849 году внук Яна Стефан Голынский решил обновить свою резиденцию в неоготическом стиле — в соответствии с архитектурной модой того времени.

В конце 1980–х особняк в Кричеве начали реставрировать. Восстанавливали по аналогам дворцовых сооружений XVIII века, изысканные интерьеры — по старинным чертежам. Деньги выделялись из областного и республиканского бюджетов — в 2003 году княжеский дворец занесли в Государственный список историко–культурных ценностей. В 2008 году возрожденный дворец был открыт для посетителей — здесь разместились районный историко–краеведческий музей, ЗАГС. Теперь вот появилась и картинная галерея, посвященная Голынским.

Директор музея Вадим Рыськов вспоминает:

— Голынские некогда имели богатейший архив с очень редкими документами: королевскими манифестами и привилеями с личными подписями монархов. В фондах нашего музея тоже есть уникальные старинные документы. В 1959–1960 годах рабочие, менявшие во дворце деревянные перекрытия, нашли глиняный горшок, в котором находилось 49 писем, расписок, ведомостей, датированных 1719–1905 годами из семейного архива Голынских. Самый старый документ от 17 марта 1719 года. В письме некий Онуфрий Менжинский сообщает, что «прибыл с подводами за овсом в фольварк Казимирово, но войт сообщил, что овса молочной спелости нет, а тот, что есть — перемешан с простым овсом, а пан эконом уехал в Могилев». Менжинский просит помощи у адресата, вероятно, Казимежа Голынского.

Об этих письмах, о возрождении дворца Потемкина в Кричеве в своей книге «Злая судьба рода Голынских» написал россиянин Александр Краснолуцкий, — потомок знатного рода, ныне живущий в Санкт–Петербурге. Вот что рассказал он сам после торжественной церемонии открытия картинной галереи в Кричеве:

— С детства я знал, что мои предки по матери происходят из дворянского рода Голынских герба Клямры, которые владели обширными имениями в Могилевской губернии. Моя бабушка погибла в блокадном Ленинграде в Великую Отечественную, но мама Нинель, которой в ту пору было 12 лет, хорошо запомнила ее рассказы. И мне поведала немало о наших известных предках, которые перебрались в Россию из Франции накануне революции. Когда я вырос, стал изучать фонды исторических архивов в Минске и Санкт–Петербурге, перелопатил немало литературы по польской генеалогии в библиотеках Академии наук в Санкт–Петербурге и Вильнюсе. Собранный мной материал подробнейшим образом осветил историю рода Голынских с XIII века и до наших дней. Кстати, и в Кричеве я узнал немало любопытного о своих предках, спасибо сотрудникам районного музея, тогдашнему директору Наталье Морозовой. Сохранить историю, донести ее до потомков крайне важно. Я очень признателен Беларуси за то, что в стране так трепетно относятся к наследию, к историко–культурным ценностям. И дворец, и музей в Кричеве прекрасные. Как, впрочем, и картины, на которых запечатлены Голынские. Уверен, в этот край я приеду еще не раз.
 
Портреты Голынских к празднику города писал белорусский художник. Правда, не без помощи россиян. Копии старинных портретов дворян Голынских предоставил Орловский областной музей изобразительных искусств.
 
Автор: Ольга Кисляк
 
 

Могилевские ведомости 21.10.2012 г.

Голынские возвращаются в свое имение

В каждом населенном пункте, будь он маленьким или большим, есть свои достопримечательности: храм, музей, озеро, курган либо могучее дерево. В древнем городе Кричеве это не перестающий радовать взор дворец, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Старова для светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. В свое время императрица Екатерина II подарила своему фавориту все Кричевское староство вместе с крепостными крестьянами.

Отличными мастерами были наши далекие предки — строили на века.

Величественный особняк всего за девять лет возвели: в 1778 году положили в фундамент первый камень, а в 1787-м сдали, как теперь говорят, под ключ. Шестьдесят одна украшенная богатым лепным декором комната размещалась на двух его этажах. Мощные стены залов помнят чарующую музыку полонеза, мазурки, менуэта и вальсов, помнят танцующих шляхтичей Голынских, Комар-Забожинских, Цехановецких, Собанских, Понятовских, Сеноженских, Малаховских и прочей знати. 19 января 1787 года Кричев посетила сама императрица и остановилась во дворце, где в ее честь был дан бал...

Светлейший князь Григорий Александрович впоследствии (по одной из версий) продал свои Кричевские владения представителю древнего дворянского рода Ивану Голынскому, чье имение находилось в Холоблине. Его потомки владели дворцом вплоть до 1917 года. Последним владельцем был Иосиф Владиславович Голынский.

После революционных событий во дворце последовательно размещались: гимназия, школа, педагогическое училище и школа-интернат. Последний ремонт в нем проводился в 1960 году. Величественное здание, естественно, находилось в неприглядном виде, поэтому было решено провести реставрацию.
За дело принялись в 1986 году. Реставрационные работы велись ни шатко ни валко, поэтому затянулись, а потом и вовсе приостановились. И только в 2005 году за объект взялись основательно, что позволило наконец-то завершить долгострой.

16 февраля 2008 года состоялось торжественное открытие обновленного Дворца Потемкина. Он предстал перед гостями во всем великолепии. Мне посчастливилось быть очевидцем этого знаменательного для города события, а так как в 60-е годы прошлого столетия я постигал в его стенах азы грамоты, то могу авторитетно заявить, что нынешние изящество и роскошь просто поражают. Все увиденное вселяет гордость за наших талантливых предков, которые смогли собственными натруженными руками сотворить этот шедевр, который занял достойное место в когорте замков и дворцов, словно еще одна жемчужина в короне Беларуси.

Теперь обновленный, можно сказать, возрожденный памятник архитектуры стал излюбленным местом не только для туристов, но и для местных жителей. Ведь там, на первом этаже, расположен ЗАГС, а бракосочетание во Дворце, где ступала нога императрицы, – это круто. Запись на видео и цветные фотографии станут семейной реликвией на века. Во время экскурсии работницы музея подробно расскажут о прошлом и настоящем города, дадут исчерпывающие ответы на возникшие вопросы.

Нельзя не отметить, что внешнему виду здания соответствуют интерьеры его помещений. Меблировка залов и покоев выполнена в стиле той эпохи, в кабинете владельца дворца есть рабочий стол, библиотека дореволюционных печатных изданий, иконы, оружие, монеты и медали. А еще живописные полотна, копии, конечно.

Многочисленные посетители восторгались архитектурным творением, а вот здесь и сейчас увидеть былых владельцев имения не могли. На помощь пришли художники. Портреты императрицы Екатерины II и князя Потемкина-Таврического ранее написал местный мастер кисти Святослав Лазарев, а могилевский живописец Александр Росинов воссоздал образы шести представителей фамилии бывших владельцев Кричева. На отдельном полотне он изобразил их дворянский герб и передал его в дар историческому музею.

Итак, шляхтичи вернулись в свое имение спустя 95 лет. Теперь парадную лестницу украшают портреты Ивана, Михаила, Терезы, Викентия, Игнатия и Анны Голынских. Преисполненные величия и благородства, они, как беспристрастные судьи, молча взирают на окружающий мир, словно пытаясь сравнить его с минувшими временами. И нужно отметить, что сравнение это, к большому сожалению, не всегда в нашу пользу.

Открытие портретной галереи стало событием в культурной жизни райцентра, тем более что оно совпало с Днем основания города, а также освобождения его от гитлеровских захватчиков в 1943 году. На торжестве присутствовали представители местной власти во главе с первым заместителем председателя райисполкома Татьяной Марочковой. А из Санкт-Петербурга приехали потомок Викентия Голынского российский писатель Александр Краснолуцкий и его коллега по перу Борис Шуйский. Они вручили директору музея Вадиму Рыськову свои книги.

Александра Юрьевича и Бориса Андреевича сблизило общее увлечение – краеведение. Они ищут то, что скрыто от нас в архивах, в фондах национальных библиотек, в запасниках музеев и картинных галерей. Свои интересные находки систематизируют и готовят к опубликованию. Так, в результате многолетней кропотливой исследовательской работы Краснолуцкого в сентябре 2010 года вышла в свет книга “Злая судьба рода Голынских”. В ней поколенная родословная роспись снабжена биографическими справками по 318 представителям рода.

Труд Александра Юрьевича над исследованием своего генеалогического древа – достойный пример для подражания. Его книга не дает забыть, кто мы есть, учит нас любви к своим родственникам, предкам, Отечеству. А еще она ценна тем, что содержит обширный систематизированный исторический и краеведческий материал о нашем крае на всех этапах его развития. Это делает ее уникальным справочником для всех, кто интересуется историей Восточного региона нашей страны.

Питерские писатели не скрывали восхищения от всего увиденного в возрожденном дворце, они дали высокую оценку отношению государства и работников культуры к унаследованным ценностям.

Мое давнее заочное знакомство с Краснолуцким завершилось встречей во дворце. Длительная дружеская беседа с писателями обогатила интересной информацией. Коллеги рассказали о недавно опубликованных в Санкт-Петербурге исторических материалах, мы обменялись своими книгами.

Автор: Александр Болдовский 

 

“Злая судьба рода Голынских?”

Дворец Потемкина был построен в 1778-1787 годах по проекту известного архитектора Старова - автора Таврического дворца в Петербурге. Его владельцем был граф Григорий Потемкин, которому в январе 1776 года Екатерина II подарила Кричевское староство. Затем - Ян Голынский, в 1787 году выкупивший дворец и кричевские владения у фаворита императрицы. В день празднования Дня города во Дворце Потемкина прошло открытие галереи портретов рода владельцев дворца Голынских, в котором принимал участие и один из потомков - Александр Краснолуцкий. Он написал книгу о своем знаменитом роде, которая называется “Злая судьба рода Голынских?” и была издана в 2009 году. Материал для книги собирал в течении всей жизни. Галерею портретов владельцев дворца создал могилевский художник Александр Росиянов. Представитель еще одной линии потомков Марек Голынский - директор института электронных вычислительных машин в Варшаве.

 
100_3542.jpg

Главный фасад дворца в Кричеве. Дворец построен для светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического

по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова (1743-1808), который является также автором

проекта Таврического дворца в Санкт-Петербурге. В 1849 г., когда дворец в Кричеве уже

принадлежал роду Голынских, главный фасад был перестроен в готическом стиле швейцарским

архитектором Бернаром Симоном (1816-1900)

 

dscf5367.jpg

Портрет моего деда в 7 колене - Яна Голынского (1746-1817), статского советника, кавалера ордена

Св. Станислава, купившего в 1787 г. дворец в Кричеве и прилегающие земли с 12 000 крепостных  

крестьян у светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического за 500 000 рублей. Помимо Кричева

Голынские владели и другими имениями - Холоблиным, Задобростью, Кадиным, Татарском, Хотимском,

Климовичами, Шумячами, Самоцевичами, Сойно, Монастырщиной...

 
dscf5366.jpg

Это портрет моего деда в 6 колене – Викентия Голынского (1770-1831), российского сенатора,

действительного тайного советника, кавалера орденов Св. Анны 1 и 2 ст., Св. Владимира 3 ст.,

Св. Георгия 4 ст (за проявленную храбрость при штурме Измаила в 1790 г.). Он был женат на

Любови Ивановне Гончаровой, двоюродной бабке Натальи Николаевны Гончаровой, жены

А. С. Пушкина. В 1820 г. в Санкт-Петербурге была издана в двух частях книга Викентия Голынского

“Всеобщая география”, которая изображена на портрете.

 
dscf5463.jpg

Портрет Игнатия Голынского (1778-1832), статского советника, кавалера ордена Св. Анны 2 ст.,

владельца имения Холоблин 

 

dscf5467.jpg

Момент открытия галереи. Слева от меня - начальник отдела культуры Кричевского райисполкома

Марина Михайловна Максимова и директор исторического музея в Кричеве Вадим Вячеславович

Рыськов. На стене слева – портрет Анны Игнатьевны Голынской, урожденной Жуковской, жены

Игнатия Голынского, справа – герб рода Голынских “Клямры”.

 

dscf5472.jpg

Концерт в "портретном зале" дворца по случаю открытия галереи. На стене - копия портрета

государыни императрицы Екатерины Алексеевны работы И. Б. Лампи Старшего.

 

dscf5484-1.jpg

Слева от меня - писатели-краеведы Александр Степанович Болдовский и Борис Андреевич Шуйский

 

100_3560.jpg

Здание военкомата в Кричеве, возведенное на месте разрушенного в 1930 г. римско-католического

костела, который был построен Стефаном Голынским (1815-1878) и являлся семейной усыпальницей

рода Голынских. На стене здания изображен силуэт костела

 

100_3543.jpg

Руины винокуренного завода в Задобрости (на южной окраине Кричева), принадлежавшего Голынским.

При советской власти здесь был пивзавод, выпускавший пиво "Зоська"

 

100_3553.jpg

Два древних дуба в Холоблине (на запад от Кричева). Когода-то рядом с ними стоял усадебный дом,

принадлежавший Голынским

 

dscf5411-1.jpg

Аллея, которая вела к усадебному дому Голынских в Задобрости (на южной окраине Кричева)

 

dscf5436.jpg

Православная Воскресенская церковь в Кричеве, построенная на земле, подаренной Голынскими

православному приходу

 

dscf5405.jpg

Восточный фасад дворца в Кричеве, сохранивший первоначальный классический вид, созданный

архитектором Старовым

    

dscf5380.jpg

Портрет первого владельца дворца в Кричеве светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического

 

dscf5388.jpg

Единственный сохранившийся фрагмент внутреннего убранства разрушенного Кричевского костела

 

dscf5385.jpg

Уникальный экспонат в экспозиции Кричевского музея - турьи рога. Принимая во внимание, что:

- последний на земле тур умер в 1627 г. в Якторове (недалеко от Львова); 

- в 1599 г. в королевском лесу в 50 км от Варшавы обитало охраняемое стадо туров из 24 особей;

- в первой половине XVI в., по словам Сигизмунда Герберштейна, туры водились только в Мазовии

и были под охраной королевской власти -

добычу подобного трофея на охоте в окрестностях Кричева можно отнести, вероятнее всего,

к XIV-XV вв. А если добавить, что охота на тура относилась к разряду королевской и княжеской 

(на туров охотился Владимир Мономах в Чернигове), то позволю себе предположить, что

добыт этот трофей кем-то из князей Мстиславских, владевших в XIV-XV вв. Кричевом и

соседним Мстиславлем

 

dscf5392.jpg

Персонифицированное привидение

В Кричеве, а это Могилевская область Беларуси, сохранился Дворец Потемкина или Кричевский дворец, построенный для великого князя Григория Потемкина. Во дворце прошла реставрация, так что он встречает гостей обновленным. Знаменит дворец еще и тем, что здесь побывала Екатерина Великая. А еще… своим привидением.

Ходят слухи, что это привидение – женщину в белом пышном платье – видели строители, которые проводили реставрацию дворца.

Нынешние работники Кричевского исторического музея, который разместился во дворце, о своих встречах с привидением ничего не говорят. Так есть или нет привидение?

Приходилось слышать о том, что в семье Голынских существовало предание о том, что во дворце видели и раньше женщину в белом платье, которая прохаживается по залам, причем, никого не пугает. Существует предание, что это привидение Барбары Голынской, жены первого владельца дворца Ивана Осиповича. Похоронена была эта дама в местном костеле. Был он деревянный и сгорел во время великого пожара в Кричеве, который произошел где-то между 1840-1848 годами. На его месте был построен каменный костел, который взорван в 1934-м. Словом, налицо то, что называется потревожить прах усопшего.

Так есть ли призрак во дворце? Опять же, приходилось слышать, что ночью во дворце часто срабатывает сигнализация, реагирующая на движение. Это при том, что в залах дворца никого нет. Говорят, что специалист по сигнализации установил самый низкий уровень чувствительности, но сигнализация все равно срабатывает. Причем движение регистрируется в кабинете директора, в котором в эпоху Голынских находилось какое-то подсобное помещение.

Таким образом, в последнее время не приходилось слышать о том, что кто-то видел в залах дворца привидение. Хотя, как любое здание, имеющая значительную историю, дворец, если так можно выразиться, вправе иметь свое привидение. Может поэтому, на праздниках, посвященных Ночи музеев, всегда есть такой персонаж, как привидение Дворца Потемкина. Роль играет одна из жительниц города.

Вот только не все участники праздника понимают, что же это было. А вы?